Владимир Путин находится в ситуации цугцванга, когда любой его шаг на международной арене приведет к ухудшению его положения как государственного лидера и приведет к потере власти, считает известный российский политолог и публицист Андрей Пионтковский.
Как предает AZE.az, известный политолог Андрей Пионтковский в интервью Радио Свобода заявил, что среди российских высших чиновников наблюдается паника.
«Что касается широких народных масс, то для того, чтобы они почувствовали на собственном кошельке влияние санкций, должно пройти достаточно много времени, когда начнутся банкротства предприятий, девальвация рубля и всякие другие неприятные вещи. И без санкций-то наша экономика дышала на ладан… Но это займет время – месяцы и до года», – говорит Андрей Пионтковский и продолжает:
«Что касается настроений элит, то по всяким косвенным признакам, по заявлениям представителей этих элит, конечно, совершенно верноподданническим и осторожным, советующим Владимиру Путину, что делать, видно, что они крайне недовольны тем, что происходит. Все это очень богатые люди, и, в отличие от нас с вами, они уже сейчас теряют очень большие суммы денег, а крупные игроки – просто миллиарды долларов, в силу падения капитализации их активов. Поэтому настроение внутри верхушки такое: почему мы из-за одного не совсем адекватного персонажа должны это терпеть? Это настроение нарастает».
Отвечая на вопрос, действует ли Путин как продуманный политик, стратег или над ним берут верх личные обиды и другие эмоциональные проявления, А.Пионтковский отметил:
«Личные обиды и комплексы характерны не только для Путина, но и для всего российского политического класса. Все эти комплексы величия: нас все обидели, великая Россия встает с колен и так далее… Но у Путина ведущее – это как удержать власть. И в этом плане он в очень тяжелом положении. Отступив, он потеряет авторитет и в глазах своего окружения и в своих глазах. А идя еще дальше по пути конфронтации, он ускоряет процесс экономического коллапса. Оба сценария в перспективе ведут к его потере власти в достаточно просматриваемой перспективе. Я не первый и не последний, кто скажет, что это классическое положение цугцванга. Хороших ходов у него нет. Одним из отчаянных ходов стало заявление его любимого придворного шута Колесникова о том, что бедный Путин, который никогда не позволит, чтобы погибли дети, ужасно переживает катастрофу малайзийского “Боинга” и если ему окончательно докажут, что виновны донецкие сепаратисты, он полностью от них откажется. На мой взгляд, это плохо завуалированная, отчаянная депеша самого Путина в Вашингтон. Ответ на заявления администрации Белого дома о том, что Путин виновен: не я, не я, назовите мне этого Гиркина, и тогда я его сдам. Явно растерянность и паника царят наверху, и рассматриваются разные сценарии выхода из ситуации. Но хороших сценариев нет».