Миллион долларов на мелкие расходы экс-главы Межбанка

Сколько ни старается правительство очистить Международный банк Азербайджана от «грязных кредитов» и всякой шелухи, образовавшейся в период многолетнего руководства банком Джахангиром Гаджиевым, каждый день появляются все новые и новые сведения о нескончаемых финансовых нарушениях со стороны этого человека.

Как сообщает AZE.az, haqqin.az приводил не один такой пример, когда Гаджиев выбрасывал на воздух сотню-другую миллионов долларов, которые исчезали в общем потоке тех пропавших миллиардов, которые мы уже отмечали.

Но вот совсем свежий пример. Хотя он и отличается своими скромными размерами (речь идет всего об одном миллионе долларов), но интересно другое – на что они были израсходованы. Внутренний аудит в Межбанке в ходе проверки деятельности экс-президента Джахангира Гаджиева обнаружил еще одно правонарушение.

Как сообщили изданию информированные источники в правоохранительных органах, с кредитной карточки Гаджиева ушло на личные расходы свыше 1 млн. долларов. Хотя, по моей информации, на этой карточке было гораздо больше одного миллиона долларов. Но давайте поверим официальной версии – проверке, внутреннему Аудиту. На что же ушел один миллион? Сюда относятся расходы на разные покупки, рестораны… Кредитный долг не погашен по сей день.

Да, уважаемые читатели, вы и сами прекрасно знаете, что экс-президент Межбанка Джахангир Гаджиев обвиняется в незаконной выдаче многомиллиардных кредитов (многие из них выдавались без залогов), которые в большей мере были использованы нецелевым образом. Таким образом, Гаджиевым было разбазарено банковских средств на сумму около 7 млрд. долларов. И если этим миллиардам можно еще найти какие-то объяснения, то миллион на мелкие расходы уже просто не лезет ни в какие ворота. Мало человеку показалось разбазаренных миллиардов, из которых, как нетрудно догадаться, немалая часть осела в личных карманах кредитных олигархов и банкиров, госчиновников, в том числе и самого Гаджиева.

Но то были, видимо, большие деньги, которые оседали на офшорных счетах и предназначались для крупных расходов. Повседневные же расходы оплачивать из этих счетов он считал нецелесообразным, в том числе и в целях безопасности. Поэтому и прибег к кредитной карточке, с помощью которой выколотил из банка еще 1 млн. долларов. Уже на мелкие расходы. Как же, миллиардер Гаджиев, как его все представляли, не мог питаться, гулять и развлекаться как обычные граждане, он открывал двери лишь элитных учреждений и организаций, один только вход в которые стоит немалых денег. И нетрудно посчитать, что при такой жизни на широкую ногу истратить за короткий срок миллион долларов на мелкие расходы не так уж и трудно.

Конечно, все эти дорогие рестораны, клубы, магазины имеют немало клиентов – это состоятельные люди, нажившие миллионы тяжелым трудом. В качестве компенсации за утерянное здоровье, время и силы они и тратят большие деньги на разные услуги, чтобы хоть как-то расслабиться и набраться энергии для новых дел. Но тратят при этом честно заработанные деньги, которые ныне называют чистыми.

Гаджиев же в отличие от своих честных коллег-миллионеров тратил деньги не свои, а чужие. Пользуясь своим положением, он действительно мог заработать не один миллиард долларов в виде откатов на фантастические кредиты на строительство воздушных замков в форме Каспийских островов, а также личного участия в наиболее перспективных проектах за счет выдаваемых банковских кредитов. То есть, если у него и есть сегодня те миллиарды, о которых говорят в обществе, то они также нажиты не честным путем, так как ему за свою работу полагалась только зарплата, которую, к сожалению, нам так и не удалось установить. Не имел он права заниматься коммерческими операциями, к тому же за счет средств МБА.

Трудно, видимо, нашим олигархам все же приходится. И трудность сия заключается в самом простом – умении отличить свое от чужого. Стоит им возглавить какое-то учреждение (будь то государственное или частное), так у него сразу начинают проявляться черты крутого хозяина. Он так и старается подмять по себя всю подведомственную контору вместе со всеми ее служащими. А поскольку у нас все руководители имеют привычку подолгу засиживаться на своих должностях, то вскоре эти конторы и вовсе превращаются в настоящие вотчины новых азербайджанцев с их многочисленными родственниками и друзьями.

За границей все намного проще. Если чиновник находится на госслужбе, он получает только положенную зарплату. Любое же отступление от общих норм и положений чревато для него серьезным наказанием независимо от занимаемой должности. А если богач возглавляет свою же частную фирму, он опять же получает доходы только в рамках положенных по закону и уставу фирмы норм. И ничего лишнего.

Как же добиться, чтобы наши гаджиевы переняли опыт заграничных богатеев и строго придерживались установленных правил? Может, правительству следует создать специальные курсы для таких высокопоставленных чиновников, где бы им разъясняли, что можно делать, а что нет? А Госкомиссии по приему госслужащих разработать новые тесты для оценки их руководящих способностей?

Но если говорить серьезно, то без должного уровня общественного контроля никакая государственная структура не способна справиться с такой масштабной работой.

Надо прислушиваться к общественному мнению. А то ведь что получается? Даже на простой вопрос о том, какая зарплата была у Гаджиева, пресс-служба Межбанка отвечать отказывается. Как же при таком раскладе можно судить, мог ли экс-глава МБА так беспечно потратить миллион долларов на свои мелкие  расходы. Даже смена руководства, как видно, не может заставить рядовых чиновников и клерков изменить отношение к работе.

Что же тогда говорить об их начальниках, до которых и дозвониться-то невозможно.