Эксперт: между Арменией и Карабахом будет таможня – Минск и Астана не будут ссориться с Баку

Установка таможенного пункта будет иметь политическое значение, а не экономическое. Казахстан и Беларусь не пошли бы на исключение таможенного пункта. Они не могут испортить свои отношения с Азербайджаном. А Россия играет двойную игру на Южном Кавказе, поэтому это выгодно также и России, считает известный эксперт.

Как сообщает AZE.az, интервью армянскому Первому Информационному дал известный российский политолог, публицист, общественный деятель Андрей Пионтковский.

– Господин Пионтковский, существует мнение, что в случае экономической изоляции России со стороны Запада, и непрерывного снижения цен на нефть, экономика России окажется в коллапсе, для выхода из которого Россия попытается найти поддержку. Не найдя соответствующие средства, в конце концов, Россия будет вынуждена получить средства от Запада, в случае, если не удастся достичь соответствующей договоренности с Китаем. Какую цену заплатит Россия за это, и как сателлиты России должны избежать того, чтобы не оказаться под этими развалинам?

– Говоря о сателлитах, Вы, по всей вероятности, имеете в виду Армению. Как в 1918 году, так и в 1991 году, если Россия развалится, то Армения, которая в течение последних 15 лет на 100 процентов опиралась на Россию, имея не очень дружественные отношения с соседями, окажется в не очень хорошем положении. Да, эта точка зрения верная. Снижение цены на нефть было длительным объективным процессом, США устраняла свою нефтяную зависимость, а Китай замедляет свои большие темпы развития, что естественно в случае таких быстроразвивающихся стран.

В результате всего этого спрос на нефть падает, и основная причина экономического коллапса России в том, что у экономики нет необходимого элемента, такого, как частная собственность. Частную собственность можно в любой момент отобрать у олигархов, как в одно время в случае Ходорковского, как в случае Евтушенкова, в любой момент можно получить такой удар, поэтому простой предприниматель не имеет никаких стимулов для развития своего бизнеса, для долгосрочных инвестиций, когда понимает, что эти средства могут быть присвоены.

Кстати, очень важным обстоятельством, о котором недавно говорил Давид Шахназарян, является то, что армянские олигархи входят в российскую олигархическую систему, это характерно для Армении, а, например в Азербайджане они представляют отдельное национальное проявление. Если взять Беларусь, Лукашенко тоже ведет немножко самостоятельную политику, и неправильно говорить, что Беларусь является 100-процентным сателлитом России.

Эти два обстоятельства делают Армению уязвимой. А цена, которую заплатит Россия – это прекращение агрессии, которую она начала в Украине и в мире. Это в пользу России. Путин свою политическую судьбу настолько связал с идеей «Русского мира», что полный коллапс и провал этого проекта будет означать его политическую кончину, поэтому интересы Путина и России начинают постепенно расходиться.

– Что должна сделать Армения, чтобы не попасть под эту негативную волну?

– Эти мнения, по-моему, распространяет сама путинская элита. В действительности, Проханов и Дугин – это маргинальные лица, они постоянно были на окраинах общественной мысли, только сейчас, когда власти предоставили им трибуну на телевидении, кажется, что они являются влиятельными силами. Но не они стали влиятельными, Путин сделал их позиции более влиятельными.

Что касается влияния либеральных сил, то прекрасным испытанием стал тот марш, который был организован в Москве недавно, с участием самое меньшее 50 тысяч россиян, возможно и больше. А власти вместе с этими дугинскими идеологами попытались организовать противоположный марш, в котором участвовали специально привезенные на автобусах люди, и в результате получилось приблизительно 10 тысяч человек. Это реальное равновесие сил. То есть, это крыло и без того имеет огромное влияние в России, и я считаю, что и в других постсоветских странах.

– Господин Пионтковский, Армения на днях подписала договор о присоединении к ЕАЭС в ситуации, когда и настоящее, и будущее этого союза туманны. Эти проекты, согласно предварительным путинским планам, должны были стать противовесом Европейскому Союзу. Очевидно, что это не удается. Как Вы считаете, почему?

– Конечно, смешно говорить о противовесе ЕАЭС Евросоюзу, когда эти проекты сформировались без Украины. Это очень серьезно. Кто в этом союзе? Назарбаев, Лукашенко, они ведут свою игру довольно самостоятельным образом, этот союз им нужен для того, чтобы использовать российские ресурсы.

Над головой Казахстана тоже витает угроза «Русского мира», поэтому Назарбаев, который был одним из пионеров среди евразийских идеологов, маневрирует от России, чтобы устранить российскую угрозу. Лукашенко и Назарбаев неуверенны в вопросе Путина, и ведут соотвествующую политику с ним, поэтому об идеологическом единстве не может быть и речи. За ЕАЭС кроме кремлевских «понтов», ничего нет. Казахстан, опасаясь угроз, пытается с Китаем достичь соглашения относительно гарантий его территориальной целостности.

– Как долго эти проекты могут действовать в таких условиях?

– Будут продолжаться до тех пор, пока эти три диктатора будут во власти. Армения присоединяется к этому союзу в не очень удачный период, и в не очень удачных условиях. Очевидно, что в данный момент некуда бежать.

Неудачны также и условия для Нагорного Карабаха, поскольку таможенный пункт будет установлен между Арменией и Нагорным Карабахом. Будет установлен формальным образом, возможно, там не будут действовать таможенные правила, но таможенный пункт будет.

Это будет иметь политическое значение, а не экономическое. Казахстан и Беларусь не пошли бы на исключение таможенного пункта. Они не могут испортить свои отношения с Азербайджаном. А Россия играет двойную игру на Южном Кавказе, поэтому это выгодно также и России.