Железная дорога Иран – Армения – проект, скорее, политический, нежели технический. Честно говоря, попахивает сильно набившей давно оскомину сказкой об «Армении от моря до моря».
Как передает AZE.az, в последние годы много говорят и пишут о строительстве железной дороги Иран – Армения. Пытаются разобраться в этой очередной армянской головоломке и азербайджанские СМИ, пишет haqqin.az. Однако в поступающей информации много недостоверного, а то и просто несоответствия действительности. Сама идея была вброшена в печать Ереваном в 2008 году. Затем о ней как о практическом проекте заявил президент Армении С.Саргсян. Видимо, с его подачи и заговорила в последнее время армянская пресса о коммуникационном проекте как уже решенном вопросе. Так ли это?
Актуализацию этого проекта комментирует азербайджанский эксперт по вопросам транспорта, в прошлом известный государственный деятель Рафик Джавадов.
«Некоторые авторы, в том числе и у нас в Баку, вдруг объявили, будто есть проект, разработанный какой-то китайской ССЕСС International. Да нет никакого проекта ССЕСС! Кто придумал это? Такие объекты проектирует российский проектный институт "ГИПРОТРАНС". Однако, по имеющимся сведениям, этот институт разработкой проекта не занимался. У них крупные работы, например, сейчас проект вторых путей на Байкало-Амурской магистрали и др. не менее важные государственного порядка заказы.
Я склоняюсь к версии, согласно которой Минтранс Армении и ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" наняли за хорошие деньги (говорят о 15 миллионах долларов) какую-то частную компанию, которая, как в таких случаях принято говорить, "нарисовала" ТЭО проекта с условием, что она получит право на разработку рабочего проекта и найдет подходящего подрядчика. Ясно, что это обычная схема распила бюджетных денег, и ни чем иным здесь, как говорится, не пахнет. Судите сами. В феврале текущего года президент (теперь уже бывший) ОАО " Российские железные дороги" В. Якунин однозначно назвал проект "Иран – Армения" экономически не имеющим смысла.
А от мнения господина Якунина зависело многое, или точнее, все. Говорят, что на него было оказано такое давление, что через пару недель пресс-служба РЖД выступила с сообщением, что для реализации упомянутого железнодорожного проекта требуется государственная поддержка. Выходит, что на государственном уровне никто этим вопросом не занимался?
Сейчас президентом ОАО "РЖД" является господин И. Белозеров и совершенно точно известно, что ему нынче совсем не до армянских прожектов, требующих огромных инвестиций.
Между тем то там, то сям публикуются данные проекта. Они впечатляют – стройка на высокогорье – 2 тысячи метров над уровнем моря, протяженность 300 с лишним километров, 64 моста с общей длиной почти 20 км, 60 тоннелей с общей длиной 102,3 км, 27 станций (?!), к сведению распространителей этих сведений – не станций, а разъездов для пропуска встречных поездов на однопутной железной дороге. Обратите внимание, более 30% протяженности дороги состоит из тоннелей и мостов (?!). Пробивать 102 километра горных пород для тоннелей в армянских горах? Кто за это возьмется?
Трасса. Здесь возможны разные варианты – все зависит от фантазии и аппетитов. Из Мегри дорога должна обязательно пойти на Капан (Кафан), чтобы подобраться поближе к Карабаху. Далее – выходы на Сисиан или Горис, и надо ли говорить о том, что дорога просто не может миновать Джермук и Варденис, а далее уже примыкание к станциям Ерасх, Арарат, Раздан – на выбор – к действующей магистрали.
И все это "удовольствие" авторы проекта оценивают в 3,5 млрд долларов. Иначе говоря, каждый километр пути обойдется почти в 11 миллионов долларов! Это не профессионально обдуманный проект, а чистейшая афера. Таких цен не было ни до армянской затеи, думаю, не будет и позже. По той простой причине, что никто не возьмется проплачивать такой проект.
Теперь несколько слов об "экономическом и стратегическом значении" железнодорожного проекта "Иран – Армения". Железнодорожное сообщение, связывающее Иран с Арменией, мог бы представлять какой-то интерес для Европы, как альтернатива к проекту "Север – Юг" через Азербайджан. Однако закрытие (более 20 лет) Абхазского участка делает его совершенно бесполезным. Уже сколько лет на Грузию оказывается давление, чтобы открыть сквозное движение из России в Армению через этот участок. Подвигнуть Тбилиси к согласию не удается. Это вопрос – политической стратегии – Грузия разворачивается, как известно, в сторону НАТО, чему противится Москва. Разрешить этот противоречивый клубок Еревану не под силу… Это так же верно, как и то, что проект "Иран – Армения" никаким образом не будет соединен с Баку-Тбилиси-Карс. Кто даст на это разрешение? Если честно, то комментируемый проект, кроме Армении, никому не нужен. Отметим, что ввозить Армении много чего надо бы, а вот вывозить… Свои транспортные потребности она вполне удовлетворяет посредством выхода к черноморским портам Грузии Батуми и Поти.
Так зачем понадобился Еревану этот амбициозный на грани фантастики проект? Это главный вопрос, ответ на который Ереван не дает.
А что из себя представляет ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога"? Всего один главный показатель: в 2014 году объем грузоперевозок по ней составил 3 миллиона 57 тысяч тонн. Несложный расчет, и получим 8219 тонн в сутки – а это груз 3 поездов. Для сравнения: еще в 80-е годы только по погранпереходу ст. Ерасх Армянская железная дорога принимала до 10 поездов за сутки. А тут по мифической железной дороге Иран – Армения планируется перевозить 25 миллионов грузов в год (?!).
Такого рода прожектами Армения удивляла специалистов и много раньше. Хорошо помню, как в 1988 году армяне потребовали у Москвы средства для строительства линии Варденис – Джермук. Это 30 километров по горам.. Чтобы возить всемирно известную воду (?!) "Джермук" поездами. Приехали специалисты тогдашнего Министерства путей сообщения и популярно объясняли товарищам в Ереване, почему невыгодно возить воду поездами.
Несмотря на аналогичные нестыковки комментируемого проекта, Ереван вовсю раскручивает тему предстоящего визита в сентябре премьера Овика Абрамяна в Пекин, когда якобы будет поставлена последняя точка в “проекте века”.
А что помимо ТЭО в портфеле у г-на Абрамяна? И это для переговоров на столь высоком правительственном уровне! Тем не менее, армянская пресса заверяет общественность, что "Овик Абрамян сообщил, будто вопрос железной дороги Иран – Армения будет обсуждаться на уровне глав правительств Армении и Китая", и что в ходе визита будет обсуждена “СТЕПЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ КИТАЯ" в проект.
Так все-таки о чем будут говорить главы правительств? О степени вовлеченности или экономической выгоде сторон? Или другой сюжет из армянской прессы: "Китайские банки проявили интерес к проекту". Откуда это известно? Послушать армян, получается, что китайцы готовы сразу оплатить 60% стоимости сомнительного проекта? Китайцы, как и любой другой на их месте, спросят: “А что мы будем иметь от этого?”
Прежде чем говорить о финансировании, проект должен пройти ЭКСПЕРТИЗУ. Заметьте, не российскую, не армянскую, а китайскую. Китайцы, помимо прочего, спросят: каким образом и в какие сроки будут возвращены их инвестиции. Для сравнения не грех поинтересоваться, сколько лет Россия и Китай ведут переговоры по газопроводам. Позвольте спросить, господа, откуда возьмутся и остальные 40 процентов стоимости проекта? Армянская сторона оплатит? Но стоимость проекта превышает весь госбюджет Армении, России самой нужны инвестиции. Диаспора поможет? Это при нынешнем-то кризисе…
И последнее: недавно в Китае опубликованы "Основные перспективные направления экономического пояса Нового шелкового пути”. Железной дороги Иран – Армения там нет. Посмотрите, очень интересная карта.
Я не поленился, заглянул в сайт ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога". Там много интересного. Например, в разделе "крупные проекты , завершенные в 2014 году " значатся: благоустройство привокзальной площади в Ереване, ремонт подземного перехода к вокзалу, новый привокзальный рынок, и "Ура!" – торжественная церемония ввода в эксплуатацию первого электровоза после капремонта своими силами, впервые за 25 лет (!).
Ничего не скажешь, по-крупному работают на армянской железной дороге.
Короче, перед нами проект скорее политический, нежели технический. Честно говоря, попахивает сильно набившей давно оскомину сказкой об «Армении от моря до моря».