Die Zeit: почему решение проводить Европейские игры в Баку оказалось правильным

Об этом рассуждает глава Германского Олимпийского спортивного союза Михаэль Веспер.

Как сообщает AZE.az, руководитель Германского Олимпийского спортивного союза, немецкий политик Михаэль Веспер опубликовал в издании Die Zeit авторскую статью, посвященную критике в адрес Азербайджана в контексте прав человека и призывам бойкотировать Игры. "Вестник Кавказа" приводит собственный полный перевод статьи.

«Не мучают ли вас угрызения совести?» – спросил меня один спортивный журналистов перед началом интервью, посвященного первым в истории Европейским Играм в Баку. Ведь Азербайджан, говорил он, является страной, в которой нарушаются права граждан.

Чтобы ответить на этот вопрос, следует отделять, с одной стороны, политическую ситуацию и, с другой, роль 265 наших немецких атлетов. Они поехали в Баку, чтобы в рамках спортивных соревнований продемонстрировать самые высокие результаты. Европейские игры, точно так же, как Олимпийские игры, являются событием, которое должно вдохновлять и объединять. Можем ли мы, в самом деле, ожидать от спортсменов нашей команды, чтобы они в ходе своего пребывания в Азербайджане во главу угла ставили политические темы? Я так не думаю.

Спорт не остается вне политических реалий, его нельзя назвать неполитическим. Он движет людьми и порождает кумиров, на которых равняются, а поэтому несет на себе ответственность. Германский Олимпийский спортивный союз, как и другие национальные и международные федерации, осознает эту ответственность. Мы требуем интеграции людей с ограниченными возможностями, выступаем против расизма, поддерживаем устойчивое экологическое и экономическое развитие. Приверженность соблюдению прав человека является само собой разумеющейся частью олимпийской хартии.

Несмотря на это, спортивные мероприятия не могут проводиться лишь в демократиях западного образца. Спорт является глобальным движением, в котором, как и в Генассамблее ООН, каждая страна обладает правом голоса. И к ним относятся, в том числе, страны, чьи системы мы не приемлем. Страны, подающие заявки на проведение чемпионатов мира или олимпийских игр, хотят улучшить свой имидж внутри и за рубежом. Оборотной стороной медали при этом является повышенное внимание СМИ.

Германия поддерживает и развивает связи с Азербайджаном, не забывая, однако, о тематике прав человека. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер посетил Азербайджан в октябре прошлого года, а бундесканцлер принимала азербайджанского президента в январе в Берлине. В ходе совместной пресс-конференции она говорила об Азербайджане, как о "партнере с растущей значимостью", прежде, чем упомянула тему прав человека.

В преддверии Игр я провел по этому поводу множество встреч с представителями азербайджанского правительства, омбудсменом и неправительственными организациями. И в ходе этих переговоров мы не скрывали нашей критики. Отношение к правам человека в Азербайджане, в самом деле, вызывает беспокойство.

Азербайджан – страна, находящаяся между двумя континентами. Будучи зажатой между Россией на севере и Ираном на юге, она ищет путь к Западу. С 2001 года Азербайджан является членом Совета Европы, выступающего за соблюдение правозащитных норм и демократических принципов, поддерживая их развитие в трансформационных странах. В прошлом году Азербайджан даже председательствовал в организации.

Незадолго до Игр я присутствовал на открытых слушаниях в Европейском парламенте, посвященных крупным спортивным мероприятиям и правам человека. Некоторые депутаты потребовали, чтобы наши атлеты выступили в Баку лишь после того, как арестованные по политическим мотивам люди будут отпущены на свободу. Это лицемерное требование. Ведь Европейская комиссия ведет переговоры со "стратегическим партнером" Азербайджаном по поводу реализации энергетического соглашения.

На мой вопрос, почему же освобождение политзаключенных не увязывается с энергетикой, ответа я не получил. Потому что политика функционирует иначе. Те, кто желают улучшения ситуации с правами человека в Азербайджане, не должны сжигать мосты, а деликатно и терпеливо поощрять движение по пути реформ.

Из-за Европейских игр Азербайджан попал в поле зрения общественности. Как и во время Олимпиады в Пекине (2008) и Сочи (2014), журналисты и политики с невиданной доселе интенсивностью занялись страной-хозяйкой соревнований. Так, немецкий Бундестаг принял резолюцию "Соблюдение прав человека в Азербайджане" в день открытия Европейских игр в Баку. Почему именно в Азербайджан, разве в других странах региона ситуация лучше? Я пробыл политиком достаточно, чтобы заметить символизм подобных действий.

Спорт не в состоянии менять политические системы. И с его помощью также невозможно освободить политических заключенных. Но он обладает силой "вдохновлять и объединять людей", как сказал Нельсон Мандела. Эту функцию выполняет спорт и в Баку. Сейчас в одной деревне атлетов тренируются и вместе обедают украинцы и русские, азербайджанцы и армяне, сербы и косовары, а после они принимают участие в состязаниях, где правила для всех едины. В мире, разрываемом конфликтами, это большое благо.

Поэтому решение принимать участие в этих Играх, высказывая при этом свою критику, было и остается верным. Но от шоу-акций мы сознательно отказались, в том числе, и по совету самих пострадавших. Не каждая публичная акция помогает тем, кому эта помощь требуется.

Наши атлеты в Баку – это послы нашей страны, культуры и демократической системы. Они ратуют за толерантность и свободу, справедливость и мирное сосуществование. Поэтому угрызений совести из-за выступлений на первых Европейских играх у них быть не должно. У меня их также нет».